Схема: корень или основа глагола + -an имя существительное.
Şu kitap okuyan genç senin arkadaşın mı? (Молодой человек, который читает/читал эту книгу, твой родственник?)
Если последняя буква основы гласная a - ı - o - u > -an.
Если последняя буква основы гласная e - i - ö - ü > -en.
После основы, заканчивающейся н гласную, перед аффиксом -an/-en вставляется буква y.
Okumak > oku + y + an > okuyan
Beklemek > bekle + y + en > bekleyen
Эта глагольная форма не изменяется по лицам и числам.
Форма -an/-en является причастием настоящего и прошедшего действия. Чаще всего соответствует значению глаголов в настоящем-будущем времени.
Bu tür müzikleri dinleyen gençler biraz sinirli oluyorlar. (Молодые люди, слушающие подобную музыку, бывают немного нервными.)
Çok çalışan insan her zaman kazanır. (Человек, который много работает, всегда выигрывает.)
Ciğeri yiyen kedi saklanacak yer anyordu. (Кошка, съевшая печёнку, искала место, где бы укрыться.)
Küçük yaşta sporla ilgilenen çocuklar daha sağlıklı oluyorlar. (Дети, занимающиеся спортом с раннего детства, бывают более здоровыми.)
Sigara içen insanlar sadece kendilerine zarar vermiyorlar. (Люди, которые курят, не просто наносят вред себе.)
İki yıl önce yapılan bütün binalar yıkılacakmış. (Все здания, построенные два года назад, должны были быть разрушены.)
Отрицание образуется путём прибавления отрицательного аффикса -ma,-me к корню или основе глагола (-ma + -y + -an).
Devamlı antreman yapmayan sporcular başarılı olamazlar. (Спортсмены, которые не занимаются постоянно, не могут добиться успехов.)
Beni yakından tanımayan insanlar çok ciddi biri olduğumu zannediyorlar. (Люди, которые не знают обо мне, думают, что они очень серьёзны.)
Имена существительные, следующие за причастием, могут принимать все именные аффиксы.
Bunu şu kitap okuyan çocuğa verir misin?
Şu kitap okuyan çocuğu çağırır mısın?
Şu kitap okuyan çocukta sözlük var.
Şu kitap okuyan çocuktan isteyebilirsin.
Şu kitap okuyan çocukla konuşma.
Şu kitap okuyan çocuğun adı ne?
Если из контекста или ситуации понятно, о ком или о чём идёт речь, то слово, от которого зависит причастие, может опускаться. При этом все словоизменительные аффиксы, которые были при этом существительном, переходят к причастию.
Bunu şu konuşana verir misin? (konuşan çocuğa)
Şu konuşanı çağırır mısın? (konuşan çocuğu)
Şu konuşanda sözlük olması lazım. (konuşan çocukta)
Şu konuşandan isteyebilirsin. (konuşan çocuktan)
Sakın şu konuşanla oynama! (konuşan çocukla)
Şu konuşanın adı ne? (konuşan çocuğun adı)